Кадр из фильма Владимира Бортко "МАСТЕР И МАРГАРИТА"
(четвертая серия) кадр из фильма МАСТЕР И МАРГАРИТА
Фагот: - Таперича, когда мы этого надоедалу конферансье сплавили, откроем дамский магазин!
Гелла: - Последние модели дамских платьев, обуви, шляп, нижнего белья; весна - лето 35 года; Париж, Рим, Берлин; фирма Герлэн, шанель номер пять, мицуко, нарсис нуар, вечерние платья, платья коктейль... .
- Возьмите мадам ... . Прошу в магазин господа.
Фагот: - Наша фирма абсолютно бесплатно производит обмен старого дамского платья на парижские модели и парижскую же обувь. Это же касается дамских сумочек, духов - прочее, прочее, прошу ... - ну прошу вас - без стеснения, без церемоний. Ну, - ну АБСОЛЮТНО бесплатно!
А вот авторский текст драмы "МАСТЕР И МАРГАРИТА" Михаила Афанасьевича Булгакова
(Глава 12. Черная магия и ее разоблачение):
... А Фагот, спровадив пострадавшего конферансье, объявил публике так: — Таперича, когда этого надоедалу сплавили, давайте откроем дамский магазин! И тотчас пол сцены покрылся персидскими коврами, возникли громадные зеркала, с боков освещенные зеленоватыми трубками, а меж зеркал витрины, и в них зрители в веселом ошеломлении увидели разных цветов и фасонов парижские женские платья. Это в одних витринах, а в других появились сотни дамских шляп, и с перышками, и без перышек, и с пряжками, и без них, сотни же туфель — черных, белых, желтых, кожаных, атласных, замшевых, и с ремешками, и с камушками. Между туфель появились футляры, и в них заиграли светом блестящие грани хрустальных флаконов. Горы сумочек из антилоповой кожи, из замши, из шелка, а между ними — целые груды чеканных золотых продолговатых футлярчиков, в которых бывает губная помада. Черт знает откуда взявшаяся рыжая девица в вечернем черном туалете, всем хорошая девица, кабы не портил ее причудливый шрам на шее, заулыбалась у витрин хозяйской улыбкой. Фагот, сладко ухмыляясь, объявил, что фирма совершенно бесплатно производит обмен старых дамских платьев и обуви на парижские модели и парижскую же обувь. То же самое он добавил относительно сумочек, духов и прочего. Кот начал шаркать задней лапой, передней и в то же время выделывая какие-то жесты, свойственные швейцарам, открывающим дверь. Девица хоть и с хрипотцой, но сладко запела, картавя, что-то малопонятное, но, судя по женским лицам в партере, очень соблазнительное: — Герлэн, шанель номер пять, мицуко, нарсис нуар, вечерние платья, платья коктейль... Фагот извивался, кот кланялся, девица открывала стеклянные витрины. — Прошу! — орал Фагот, — без всякого стеснения и церемоний! ...
http://www.klassika.ru/cgi-bin/read.pl?text=proza/bulgakov/master.txt (весь текст из 80 частей)
http://www.klassika.ru/proza/bulgakov/master.txt (сразу весь текст - 801 КБ)
иллюстрация из БСЭ Европейская одежда 15 - 20 веков
1-3 - 2-я половина 15 века, 4-6 - 14 век (крестьянская одежда), 7 - 1-я половина 16 века (Италия); 8 - 1-я половина 16 века, 9 - 16 век, 10 - середина 16 века, 11 - 17 век (Испания)


ОДЕЖДА, искусственные покровы человеческого тела. Одежда в широком смысле слова включает также головные уборы, обувь, перчатки и т. д. Украшения лишь ее дополняют.
Наряду с жилищем одежда возникла как одно из основных средств защиты от разнообразных внешних воздействий. Некоторые буржуазные учёные признают эту утилитарную причину происхождения одежды, но многие занимают идеалистические позиции и выдвигают как основные причины чувство стыда, эстетического побуждения (одежда якобы возникла из украшений), религиозного и магического представления и т. д.
Одежда- одно из древнейших изобретений человека. Уже в памятниках позднего палеолита обнаружены каменные скребки и костяные иглы, служившие для обработки и сшивания шкур. Материалом для одежды, кроме шкур, были листья, трава, древесная кора (например, тапа у жителей Океании). Охотники и рыболовы использовали рыбью кожу, кишки сивуча и других морских животных, птичьи шкурки. Научившись в эпоху неолита искусству прядения и ткачества, человек использовал первоначально волокна дикорастущих растений. Происшедший в неолите переход к скотоводству и земледелию позволил использовать для изготовления тканей шерсть домашних животных и волокна культурных растений (льна, конопли, хлопка).
Шитой одежде предшествовали её прототипы: первобытный плащ (шкура) и набедренное прикрытие. От плаща берёт начало разного рода плечевая одежда; впоследствии из неё возникли тога, туника, пончо, бурка, рубаха и т. п. От набедренного прикрытия произошла поясная одежда (передник, юбка, штаны).
Простейшая древняя обувь - сандалии или кусок шкуры животного, обернутый вокруг ноги. Последний считается прототипом кожаных моршней (поршней) славян, чувяк кавказских народов, мокасин американских индейцев. Для обуви использовались также древесная кора (в Восточной Европе) и дерево (башмаки у некоторых народов Западной Европы).
Головные уборы, защищая голову, уже в древние времена играли и роль знака, указывавшего на социальное положение (головные уборы вождя, жреца и пр.), и были связаны с религиозно-магическим представлениями (например, изображали голову какого-либо животного).
Одежда обычно бывает приспособлена к условиям географической среды. В разных климатических зонах она различается по форме и материалу. Древнейшая одежда народов зоны тропического леса (в Африке, Южной Америке и т. д.) - набедренная повязка, передник, покрывало на плечи. В умеренно холодных и арктических областях одежда закрывает всё тело. Северный тип одежды подразделяется на умеренно северный и одежду Крайнего Севера (последняя - сплошь меховая). Для народов Сибири характерны два вида меховой одежды: в приполярной зоне - глухая, т. е. без разреза, надеваемая через голову (у эскимосов, чукчей, ненцев и др.), в таёжной полосе - распашная, имеющая разрез спереди (у эвенков, якутов и др.). ...


Иллюстрации и текст - из последнего издания Большой Советской Энциклопедии

2006  переход на
главную страницу

иллюстрация из БСЭ 12-13 - 1-я треть 17 века; 14 - 50-60-е годы 17 века; 16-17 - 1680-е-начало 18 века; 18 - 20-30-е годы 18 века; 19-20 - середина 18 века; 21 - 80-е годы 18 века; 22 - одежда якобинца периода Великой Французской революции; 23 - модная одежда времен Великой Французской революции; 24 - начало 1790-х годов

иллюстрация из БСЭ 25 - начало 19 века; 26 - 1-е десятилетие 19 века; 27 - 30-е годы 19 века; 28 - 60-е годы 19 века; 29 - 80-е годы 19 века; 30 - 90-е годы 19 века; 31 - последняя четверть 19 века; 32 - последняя четверть 19-начало 20 века; 33 - 1912-1914 годы; 34 - 20-е годы 20 века; 35 - 30-е годы 20 века; 36 - 50-е годы 20 века; 37 - 30-40-е годы 20 века; 38-39 - 2-я половина 60-х и 70-х годов 20 века;

иллюстрация из БСЭ Русская одежда 16 - начала 20 века
40 - боярская одежда конца 16 - начала 17 века; 41-42 - боярская одежда 17 века; 43 - мещанская и купеческая одежда города Торжка в 18 - начале 19 века; 44 - купеческая одежда 18 века; 45 - мещанская и купеческая одежда города Осташково в 18 веке; 46-47 - купеческая праздничная одежда Костромской губернии в 1-й половине 19 века; 48 - купеческая столичная одежда середины 19 века; 49 - мещанская одежда города Курска в середине 19 века; 50 - мещанская и купеческая одежда города Галича середины 19 века; 51-52 одежда рабочих 2-й половины 19 века; 53-54 - конец 1910-х - 20-е годы

иллюстрация из БСЭ Традиционная (конца 19 века) одежда народов, населяющих территорию СССР
1 - эстонцы; 2 - латыши; 3 - литовцы; 4 - украинцы; 5 - русские: слева - одежда девушки Ярославской губернии; в центре - женская одежда Курской губернии; справа - мужская одежда Архангельской губернии; 6 - белорусы бывшей Минской губернии; 7 - молдаване; 8 - марийцы: слева - мужская одежда Уржумского уезда Вятской губернии; справа - женская одежда Царёво-Кокшайского уезда бывшей Казанской губернии; 9 - казахи (из зажиточных слоев, женщина - в свадебном головном уборе)

иллюстрация из БСЭ 10 - грузины; 11 - армяне; 12 - азербайджанцы; 13 - туркмены (текинцы); 14 - узбеки; 15 - таджики (горные); 16 - киргизы; 17 - буряты (из зажиточных слоев); 18 - ненцы

иллюстрация из БСЭ Традиционная (конца 19 века) одежда народОв Центральной и Юго-Восточной Европы
19 - чехи; 20 - словаки; 21 - поляки; 22 - болгары; 23 - румыны; 24 - венгры; 25 - сербы; 26 - лужичане

иллюстрация из БСЭ Традиционная (конец 19 - начало 20 века) одежда народов Азии и Северной Африки
27 - китайцы; 28 - тибетцы; 29 - мяо; 30 - корейцы; 31 - монголы; 32 - индийцы; 33 - вьетнамцы; 34 - арабы

Hosted by uCoz